Основное
Главная
Описание моделей
Фото
Разное
написать автору
символика
Флаги
Ордена и медали
Другое
Железная дорога
Поезда
Устройство
|
Родоначальник современной железной дороги - выдающийся английский изобретатель Джордж Стефенсон (1781-1848).В сентябре 1825 г. лучший из целой серии сконструированных им паровозов, "Локомоушен" №1, совершил первую поездку по линии Стоктон - Дарлингтон протяженностью 21 км со скоростью около 12 км/ч. Спустя несколько лет был создан знаменитый локомотив "Ракета".
В Россиии первую железную дорогу с паровой тягой построил талантливый уральский мастер Мирон Ефимович Черепанов(1803-1849), которому помогал его отец Ефим Алексеевич (1774-1842). Паровоз Черепановых начал ходить в августе 1834 г. B Нижнем Тагиле на Выйском заводе семьи Демидовых. По железной дороге длинной 854 м перевозили грузы массой до 3,3 т скоростью 13-16 км/ч.
В 1836-1838 гг. была построена Царскосельская железная дорога общего пользования (27 км), соединившая Петербург с Царским Селом и Павловском. Важнейшая стройка того времени - двухколейная железная дорога Петербург - Москва (649,7 км). Первые поезда пошли по ней в 1851 г. Большой вклад в сооружение дороги внесли выдающиеся русские инженеры и ученые, в первую очередь П.П. Мельников, Н.О. Крафт, Н.И. Липин, Д.И. Журавский. Бурное развитие сети железных дорог в России пришлось на вторую половину XIX в. Ежегодно строилось свыше 1 тыс. км железнодорожных линий. Великую Транссибирскую магистраль (Челябинск - Омск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток) протяженностью свыше 7 тыс. км проложили всего за десять лет (1891-1900 гг.). Однако поезда через Байкал переправляли на пароме, пока не закончили участок дороги по южному берегу озера. В начале ХХ в. общая протяженность железнодорожной сети Российской империи составила около 76 тыс. км.
В СССР к реконструкции железнодорожного транспорта приступили в 1931 г. Были разработаны новые модели вагонов, мощных грузовых и пассажирских паровозов. В 50-х гг. появились дизельные тепловозы и электровозы. К 1990 г. электрифицировали 52 тыс. км железнодорожных линий и более половины объема всех перевозок осуществляли электровозы. Построенные тогда же заводы полностью обеспечили потребности транспорта в локомотивах и вагонах. К 1991 г. протяженность железнодорожной сети Советского Союза достигла 10 тыс. км. В конце ХХ столетия длина железных дорог России составляла 87 тыс. км. Общая же протяженность железных дорог в мире - 1,3 млн км; они действуют почти во всех странах мира.
НАЗАД
|